Удовольствие, потеря, указание и состояние зарождения. Мы уже много говорили об удовольствии; перейдём теперь к трём другим механизмам, присутствующим в процессе вхождения в любовь.
Мы все знаем по опыту самый простой механизм — утрату. Когда наш муж или наша жена не возвращаются вечером, когда он или она не звонит, и когда мы не знаем, где он или она, мы объяты страхом его потерять.
Или когда кто-нибудь ухаживает за ней, мы отдаём себе отчет, насколько она важна для нас. И тогда нас начинает вновь прошибать дрожь, сердце бьётся, мы становимся ревнивы, мы испытываем навязчивое желание. Речь идет о волнах, о скачках, о свежих жизненных жестах, обновляющих любовь.
Иногда, напротив, интерес, выраженный к ней кем-то другим, кто за ней ухаживает, указание вновь приводит к обновлению таких чувств, как желание и любовь.
Это происходит, когда другие тебе говорят с восхищением о твоей жене или твоём муже, которые за ним ухаживают и которые указывают на него как на универсально желаемую личность.
Четвертый и фундаментальный механизм — это состояние зарождения. Никакое длительное отношение в паре не возможно без фазы зажигающего слияния вхождения в любовь, когда личности податливы и способны к глубокой встрече.
Никакая партия, никакая церковь не может родиться без креативного энтузиазма истоков, без мечты о царстве Божием. Ни разум, ни полезность, ни расчёт, ни договор или привычка не создают социальную солидарность, но она дана нам с самого начала как «снизошедшая благодать», и обновляется она тем же самым образом.
Итак, когда условия, которые мы проанализировали, существуют, когда влюблённые научились доставлять друг другу взаимное удовольствие, формируя «оживляющие состояния», когда действуют механизмы потери и указания, и наконец, когда люди переживают любовное отношение как нечто, имеющее ценность, существует высокая вероятность того, что состояние зарождения будет создаваться заново.
Тогда, когда они оба изменились и когда они готовы к новому любовному опыту, они влюбляются в ту же самую личность, которая представляется новой и другой.
Я лично пережил много раз этот опыт по отношению к моей супруге. На празднике, на приёме я вижу издалека женщину, которая говорит с другими и смеётся. Она волнующе прекрасна, что меня очаровывает и заставляет признать себя побеждённым.
Это самый красивый человек, которого я когда-либо встречал, и я знаю, что никакая другая женщина мне не понравиться и не сможет мне понравиться так, как она. Другие женщины, присутствующие в зале, мне полностью безразличны.
Но она, она кажется мне недоступной, бесконечно далекой, принадлежащей к миру, к которому я никогда не смогу приблизиться. И, однако, я отдаю себе отчёт, что я смотрю на мою жену, что это именно она. И я завоёван волной счастья, ликования и благодарности. У меня от этого кружиться голова.
Я не знаю, сколько времени длится период, в течение которого я не узнаю мою жену; может быть лишь малую долю секунды. Но, с субъективной точки зрения, он мне кажется очень долгим.
Поэтому в течение некоторого времени я изучаю мою жену так, как если бы это была какая-то другая, незнакомая женщина, как будто я её вижу в первый раз.
И я вновь полностью чувствую тот типичный переворот личности, которая влюбляется и которая отчаивается быть любимой таким же образом.
Остаться влюблённым означает для меня вновь увидеть мою возлюбленную очарованными глазами начала, когда красота и счастье, которые я никогда не думал получить в моей жизни, мне были даны в откровении.

Комментарии запрещены.